AZ

Уйдет ли РКК в Армению?

Динамичное развитие пока ещё контактов между новыми властями Сирии и правительством Турции остаётся в центре внимания экспертного сообщества. В Дамаске возобновило деятельность посольство Турции, в сирийскую столицу прибыли министр иностранных дел Турции Хакан Фидан и глава Национальной разведывательной организации Ибрагим Калын. Анкаре и Дамаску есть что обсудить, начиная от возвращения беженцев и заканчивая территориальными вопросами: во времена диктатуры Асадов Сирия открыто претендовала на вилайет Хатай.

И, конечно же, ждёт своего решения такая острая и болезненная проблема, как наличие на территории Сирии отрядов террористической группировки РКК.

Это, конечно, сложный и запутанный вопрос. Асадовская диктатура позволяла РКК действовать со своей территории против Турции ещё с девяностых. В 1998 году Турция и Сирия оказались из-за этого на грани полномасштабной войны, главарю РКК Абдулле Оджалану пришлось искать себе другое убежище, и в конце концов он был арестован турецкими силами безопасности в кенийской столице Найроби. Но тем не менее инфраструктура этой террористической группировки в Сирии оставалась. А сегодня её отряды включены и в состав проамериканских «Сирийских Демократических сил», что вызывает у Турции справедливое возмущение: здесь уверены, что YPG — это та же РКК, и никакая поддержка террористическим группировкам неприемлема в принципе.

Так что обсуждать вопрос приходится не только с ещё не сформированными до конца новыми властями Сирии, но и с США. Ни Анкара, ни Вашингтон не раскрывают деталей, но можно догадаться, что именно судьба американской поддержки курдов была одной из главных тем переговоров госсекретаря США Энтони Блинкена в Анкаре. Как и то, что кардинальные решения будет принимать уже администрация Трампа, а не уходящая команда Байдена.

Позиция Турции здесь принципиальная, и её на днях озвучил глава МИДа Хакан Фидан. По его словам, никто не согласится с тем, чтобы террористы РКК из Турции, Ирака, Ирана и Европы собрались в регионе, добывают нефть и продают её через Северный Ирак с помощью контрабандистов и управляют преступной организацией, получая от этого доход. Все члены террористической организации должны покинуть Сирию. Сама террористическая организация должна быть разоружена.

И вот тут есть нюансы. Представители РКК могут хорохориться, вывешивать американские флаги и рассказывать, как они собираются противостоять протурецкой сирийской оппозиции. Но реальность несколько иная. Прежде всего, США не могут не учитывать возросшее влияние Турции вообще и на сирийском поле в частности. В такой ситуации PKK/YPG из ценного союзника превращается в проблему и «головную боль». А у Вашингтона растут причины своих недавних союзников просто «сдать», пусть и не объявляя об этом публично.

Тем более что подобный опыт у Вашингтона есть. Эксперты советуют вспомнить события 2017 года в Ираке, когда местные курдские лидеры решили провести референдум о независимости. В Вашингтоне им настоятельно советовали одуматься и не делать глупостей. Те упорствовали. Ситуация предсказуемо сорвалась в силовой сценарий. И пока военные эксперты, в особенности из европейских стран, вовсю расписывали боеспособность курдских отрядов «пешмерга», иракская армия двинулась на позиции курдов, а США перестали оказывать им военную поддержку. Результат известен: без «содействия» Вашингтона под ударами регулярной армии позиции «пешмерга» просто посыпались.

Изрядную пищу для размышлений дают и переговоры о вступлении в НАТО Финляндии и Швеции. Тогда, напомним, Анкара потребовала от властей этих стран реальных мер по противодействию инфраструктуре РКК. Несмотря на все истерики правозащитников, и в Хельсинки, и в Стокгольме ради членства в НАТО пошли на серьёзные меры против РКК, а сама группировка по сути лишилась своего «североевропейского плацдарма».

Возможно, конечно, что Блинкен не объявит публично, что США опять «сдают» курдов, но в том, что лидерам PKK/YPG есть о чём беспокоиться, и демонстративное вывешивание американских флагов мало поможет, сомнений нет. Пользоваться сирийским плацдармом с прежним размахом уже не получится.

Но тогда возникает вопрос: а куда отряды РКК уйдут уже из Сирии? В Северный Ирак? В Иран? Какое из этих государств рискнёт настолько сильно «накалить» свои отношения с крепнущей Турцией? И ещё принять на свою территорию солидную массу вооружённых людей с террористическим опытом, которые непременно начнут «работать» ещё и с местными курдами?

И вот на этом фоне уже не получится исключать, что значительная часть боевиков РКК из Сирии может уйти в Армению.

Напомним: о том, что представляет собой Kurd-ermeni isbirligi, и эксперты, и тем более спецслужбы осведомлены очень даже неплохо. РКК сотрудничает с армянскими террористическими группировками ещё с середины восьмидесятых годов, и то, что она пытается сколотить «независимый Курдистан» на тех же территориях, которые АСАЛА объявила «Западной Арменией», этому сотрудничеству не мешает.

В составе РКК всегда хватало армянских боевиков. Более того, боевики РКК из Сирии и Ирака во время турецких «зачисток» не так уж и редко просачивались в Армению. Иногда слухи об их появлении появлялись даже в СМИ.

Представители РКК регулярно участвуют в провокационных шествиях к монументу «жертвам геноцида армян» 24 апреля — в военной форме, со своей символикой и т. д. Есть серьёзные основания предполагать, что во время оккупации Карабаха там располагались тренировочные лагеря террористов.

Сегодня такой «серой зоны», как оккупированный Карабах, у Армении уже нет. Но остановит ли это Ереван от провокационного «гостеприимства» — большой вопрос. РКК успела «сотрудничать» и со спецслужбами Кремля, и с США, так что в Ереване вполне могут решить, что им за политику открытых дверей в отношении этой террористической группировки не «прилетит».

И ещё такая деталь: курдов-мусульман из Армении изгнали вместе с этническими азербайджанцами. А местные езиды слишком слабы и малочисленны, чтобы у властей Армении по этому поводу болела голова.

Наконец, нельзя забывать, как использовать опыт «пешмерга» советовали армянские военные эксперты. Армения, которая испытывает острый дефицит подготовленных военных кадров, вполне может счесть привлекательной идею зазвать на свою территорию курдских боевиков и использовать их против Азербайджана.

Как показывает политика милитаризации, планы новой войны у Еревана существуют. Наконец, террористическую войну против Азербайджана обещал ещё экс-министр обороны Давид Тоноян. Нет гарантий, что предложенную им идею в Ереване не захотят использовать сейчас.

Во всяком случае, в Армении продолжают действовать собственные террористические группировки вроде VOMA и «Еркрапа». А у РКК, что бы там ни говорили, боеспособность повыше. Но Еревану ни при каком раскладе не следует забывать, что есть ещё Турция и Азербайджан.

Как наша страна отвечает на попытки начать террористическую войну, можно было видеть в сентябре 2023 года. Турция, в свою очередь, на появление в Армении террористической инфраструктуры РКК тоже не будет смотреть сквозь пальцы.

А как Турция реагирует на появление террористов вблизи своих границ, можно видеть на примере рейдов на территорию Ирака и Сирии. Но, к сожалению, нет уверенности, что в Ереване об этом подумают вовремя.

Seçilən
5
minval.az

1Mənbələr