Очередная неописуемая радость в стане наших географических соседей. Прям-таки эйфория от информации о предоставлении правительству Армении со стороны Европейского союза гранта в размере 1,5 млн евро. Как отмечается, эта сумма перечислена в дополнение к сентябрьскому гранту (13,5 млн евро) в рамках программы бюджетной поддержки «Договора о строительстве государства и устойчивости для Республики Армения». Согласно сообщению офиса ЕС в Армении, данная программа предназначена для поддержки правительством страны «удовлетворения краткосрочных и среднесрочных потребностей армян Карабаха, а также их долгосрочной социально-экономической интеграции, обеспечивая вовлечение в армянские системы образования, социальной защиты и здравоохранения и интеграцию на рынке труда».
В данном контексте напомним, что еще в марте 2024 года Конгресс местных и региональных властей Совета Европы инициировал программу грантов в поддержку муниципалитетов, «принимающих беженцев из Карабаха в Армении», в целях реализации проектов по решению проблем, «связанных с образованием, жильем, социальными услугами, занятостью и интеграцией».
А вот интересно, почему такая избирательность со стороны европейских структур по отношению к ситуации на Южном Кавказе? Вопрос тут даже не в том, что армяне Карабаха, которых западные информресурсы нарекли «беженцами», выехали с территории Азербайджана добровольно (о чем они предоставляли официальную информацию армянским и зарубежным СМИ), несмотря на конкретные предложения Баку об их интеграции в наше многонационально-многоконфессиональное государство посредством признания территориальной целостности страны и принятия азербайджанского гражданства.
Вот спрашивается, неужели в Европе вплоть до сего дня не в курсе о наличии сотен тысяч беженцев-азербайджанцев, насильственно изгнанных с территории Армении в 1987-1991 годах, в процессе чего многие лишились жизни? Однако ведь это абсурд, ежели на этот вопрос в Брюсселе ответят положительно. Следовательно, знают, но молчат. Из чего следует однозначный вывод о сознательной избирательности со стороны европейских структур по отношению к Южному Кавказу.
Но почему бы этим ангажированным лицам не ознакомиться хотя бы с названиями отдельных указов, увидевших свет в период президентства общенационального лидера Гейдара Алиева и предоставивших политико-правовую оценку преступлениям против нашего народа? К примеру, с Указом от 18 декабря 1997 года «О массовой депортации азербайджанцев с их историко-этнических земель на территории Армянской ССР в 1948-1953 годов». Или с Указом от 26 марта 1998 года — «О геноциде азербайджанцев». Либо, допустим, с произнесенным Гейдаром Алиевым в ноябре 2001 года на I Съезде азербайджанцев мира, когда он, остановившись на вопросе оккупации вооруженными силами Армении районов Азербайджана, подчеркнул факт изгнания «живущих на этих землях азербайджанцев из родных очагов». Вследствие чего «20 процентов азербайджанских территорий оказались под оккупацией вооруженных сил Армении, и более миллиона (!) азербайджанцев, изгнанных как с территории Армении, так и с оккупированных земель, до сих пор живут в тяжелых условиях, в палатках». Прозвучало это, напомним, 23 года назад. И что? Где реакция соответствующих европейских структур на этот счет, что в тот период, что ныне? Хотя, наверное, эта самая реакция запропастилась туда же, где хранится позиция данных организаций в отношении наличия мирной проблемы в Азербайджане и где находится их взгляд на права человека с точки зрения политической оценки обстрелов мирных азербайджанцев со стороны Армении в 2020 году, приведшим к смертям невинных.
А что говорить о ЮНЕСКО, которая так и не решилась направить в Армению оценочную миссию для объективного изучения ситуации об уничтожении армянскими вандалами культурно-духовно-исторического наследия азербайджанского народа на исконных территориях? В связи с чем, на всякий случай, напомним недругам Азербайджана, что, как о том заявлял еще в 2022 году президент страны Ильхам Алиев, «Западный Азербайджан – наша историческая земля. Это подтверждают многочисленные исторические документы, исторические карты, наша история. Но, к сожалению, армяне сровняли с землей и уничтожили все наши исторические и религиозные памятники в Западном Азербайджане так же, как они это сделали в Карабахе». Посему «права западных азербайджанцев должны быть восстановлены, и они должны вернуться на родные земли».
Безусловно, любопытно, как прокурор Международного уголовного суда отнесется к призыву участников завершившейся несколько дней назад II международной конференции на тему «Право на возвращение: Обеспечение справедливости для азербайджанцев, насильственно изгнанных из Армении» расследовать «нарушение Арменией, не допускающей возвращения азербайджанцев, своих обязательств по международному праву и Римскому статуту»? Данный призыв четко соответствует всем нормам и принципам международного права, как и конкретизация в принятом документе важности восстановления «прав собственности в процессе возвращения», выплаты компенсации «за убытки, понесенные во время принудительного переселения».
Также отметим, что в своем заявлении по случаю Всемирного дня прав человека (10 декабря) Община Западного Азербайджана, зафиксировав факт принятия значительных усилий «за право возвращения насильственно изгнанных Арменией с родного края азербайджанцев», источником этих действий очертила Всеобщую декларацию прав человека, являющейся «одной из важных отправных точек для нашего правого дела».
Будем надеяться, что политика двойных стандартов по отношению к Южнокавказскому региону все-таки сойдет на нет и, к примеру, миссия ЮНЕСКО, наконец, приступит к объективному мониторингу ситуации, связанной с разрушением и искажением историко-культурного наследия, принадлежащего нашему народу.
А что касается армянской эйфории от грантов, для Иревана значительно важнее не столь радоваться этим миллионным подаркам, сколь понять необходимость перепрофилироваться из объекта мировой политики в ее субъект, перестав двигаться по указке внешних сил. Только данный нюанс позволит Армении не опасаться утери собственной государственности.