Прошедший в ЮАР XV саммит БРИКС завершился решением о расширении этого объединения. Кроме того, участники форума обсуждали тему отказа от доллара в качестве резервной валюты. По второму вопросу, судя по всему, конкретного решения не было принято. Хотя страны БРИКС и впредь будут стараться вести расчеты между собой в национальных валютах, от доллара отказываться никто не будет.
А что касается расширения, то уже в следующем году в объединение войдут Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Аргентина, Египет и Эфиопия. Название организации меняться не будет, так как "БРИКС", как сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, это уже бренд.
В Иране уже назвали большим успехом вступление страны в БРИКС, что, по словам главы МИД Гусейна Амира Абдоллахиана, помимо укрепления многосторонности, может обеспечить основу для достижения поставленных целей и разработки макростратегий правительства в реализации динамичной дипломатии.
Российские и китайские СМИ пишут, что до сих пор еще ни одна встреча БРИКС не вызывала столь масштабного интереса, как XV саммит. Но, судя по всему, эти оценки несколько преувеличены. Во всяком случае, как отметил в беседе с Oxu.Az известный американский журналист, политолог и эксперт по вопросам российско-американских отношений Дэвид Саттер, в США за форумом особо не следили.
- На саммите БРИКС приняли решение о расширении объединения. Было заявлено о желании 23 стран вступить в организацию. Но в первую очередь была одобрена заявка Ирана и еще пяти государств. Как отразится на БРИКС такое расширение? Что вообще в США думают о БРИКС?
- В Америке нет большого внимания к объединению БРИКС. Но, конечно, в США следят за тем, усилит ли Россия свое влияние в организации, и сможет ли она продолжать войну в Украине. Именно эти вопросы занимают внимание наших аналитиков.
Многие из стран, входящих в БРИКС или планирующих вступить в союз, не понимают того, насколько стабильность в мире зависит от непоощрения такого поведения, которое мы видим со стороны Российской Федерации.
- А что вы думаете об экономической повестке прошедшего саммита. В БРИКС хотят избавиться от доллара. Насколько это реализуемо?
- Я не экономист, это не совсем моя область, но думаю, что отказаться от доллара будет сложно.
Конечно, периодически эксперты, представители различных государств говорят: "Все, нам не нужен доллар, мы переходим на другие валюты". Но что может заменить американскую валюту в качестве резервной валюты и платежного средства в торговых отношениях между странами? И какими последствиями грозит отказ от доллара? Думаю, что они (в БРИКС - ред.) сами не до конца понимают все это сейчас. Но рано или поздно поймут. В любом случае мы сейчас слышим только слова.
- В следующем году ИРИ станет участником БРИКС. Что это означает для соседних государств? Приведет ли подобный шаг к усилению Ирана? И насколько полезен такой шаг для организации, ведь в БРИКС окажутся уже две страны, которые находятся под максимальными международными санкциями - РФ и ИРИ.
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо знать - а что, собственно, означает членство в БРИКС? Какие преимущества это дает? В какой ситуации окажутся другие страны, которые войдут в БРИКС, где находятся два подсанкционных государства? Так что у меня тоже больше вопросов, чем ответов.
- Может ли Иран, если почувствует за собой политическую поддержку БРИКС, стать еще более агрессивным, особенно в отношении соседних стран, одной из которых является Азербайджан?
- Я о деталях не могу сказать, но ясно, что США и Израиль заинтересованы в том, чтобы максимально ограничить агрессивность Ирана. И не важно, является ли ИРИ членом БРИКС или нет. Иран не должен быть способен на агрессию, в том числе и в отношении Азербайджана. Вашингтон, повторюсь, заинтересован в том, чтобы максимально ограничить возможности ИРИ.
Наир Алиев