Первая добыча казахстанской нефти началась на месторождении Карашунгул осенью 1899 года. С тех пор прошло 125 лет. О значении черного золота для нашей страны, и институтах, которые продолжают развивать нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую сферу, рассказал известный политолог и историк Данияр Ашимбаев.
Нефть наряду с металлургией и сельским хозяйством является базовой отраслью национальной экономики и основным источником дохода республиканского бюджета и Национального фонда, отметил эксперт. По его словам, роль нефтегазового сектора такова, что программы диверсификации по-прежнему являются самыми актуальными.
- Как в том фильме – и дар, и проклятье. Но с другой стороны, именно нефть обеспечила первых крупных инвесторов в годы независимости, закрепила определенный геополитический и геоэкономический статус страны и является тем якорем, который удерживает Казахстан на ровном месте, - отметил Д. Ашимбаев.
Он совершил экскурс в историю, напомнив, что в 1920 году было создано первое государственное производственное объединение – трест «Эмбанефть» (с 1940 года – «Казахстаннефтекомбинат», с 1945 года – «Казахстаннефть»). Позднее к нему присоединились «Актюбинскнефть» (1936), «Мангышлакнефть» (1963), «Узеньнефть» (1964), «Тенгизнефтегаз» (1985) и другие добывающие структуры. Строились и развивались нефтеперерабатывающие заводы и нефтепроводы, активно развивалась нефтяная геология.
В 1965-1970 годы существовало Объединение нефтедобывающей промышленности КазССР («Казахстаннефть») на правах республиканского министерства.
На фоне процессов распада СССР и становления суверенитета Казахстана требовалось самостоятельная структура, и летом 1991 года предприятия отрасли учреждена государственная корпорация «Казахстаннефтегаз». Спустя год она стала национальной нефтяной компанией «Казахстанмунайгаз», а в 1993 году переименована в государственную холдинговую компанию «Мунайгаз».
Новая компания взяла на себя и управление отраслью, и ее хозяйственное функционирование, самостоятельно вышла на мировой рынок углеводородов, активно работала с новыми перспективными проектами (Кашаган) и с иностранными инвесторами. Создавались СП «Казахтуркмунай», «Тенгизшевройл» (1993), «Кумколь-ЛУКойл» (1995), «Казгермунай» (1996) и многие другие.
На середину 90-х пришелся новый этап развития нефтегазовой сферы – процесс приватизации добывающих и перерабатывающих активов – «Каражанбасмунай», «Мангистаумунайгаз», «Актобемунайгаз» (1997).
Для управления государственными активами созданы новые институты - национальные компании. Так, в марте 1997 г. возникло АО «Национальная нефтегазовая компания «Казахойл», а в апреле 1997 г. – ЗАО «Национальная нефтепроводная компания «Казахнефтепровод» (затем – «Национальная компания по транспортировке нефти «КазТрансОйл»). В состав «Казахойла» вошли «Тенгизмунайгаз», «Эмбамунайгаз» и «Озенмунайгаз» (первые два затем были объединены).
- Сейчас часто звучит аргумент о том, что если бы «Озенмунайгаз» был в свое время приватизирован, то «легендарных» жанаозенских конфликтов последующего периода можно было бы избежать. Но вот есть пример Эмбы, которая вполне себе хорошо чувствует в государственной собственности, так что вопрос, думаю, не только в форме. Вернемся к истории. В конце 1997 г. были подписаны соглашения с крупнейшими мировыми компаниями о разработке месторождений Кашаган и Карачаганак, - продолжил историк.
В 2000 году возникло АО «КазТрансГаз» для управления возвращенной в госсобственность газотранспортной сетью. Через год «КазТрансОйл» и «КазТрансГаз» были объединены в ЗАО «Национальная компания «Транспорт нефти и газа», а 20 февраля 2002 года решением главы государства «Казахойл» и «Транспорт нефти и газа» были объединены в единую структуру – «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ), которая существует и по сей день.
- КМГ за годы своего существования было реализовано большое число проектов в сфере разведки, модернизации добычи и переработки, развития транспортировки, диверсификации бизнеса, развития социальной инфраструктуры. Экспорт сырья идет по нефтепроводам, которые были построены уже независимости, - проинформировал Д. Ашимбаев.
По его словам, в ходе ряда сделок компания последовательно увеличила свою долю в добыче нефти и восстановила контроль над ее переработкой. В последние годы идет большая работа по развитию нефтехимического кластера в партнерстве с крупными международными компаниями.
- Безусловно, в работе КМГ бывали разные моменты, но казахстанская нефть по-прежнему добывается, перерабатывается, поступает на мировой рынок и пополняет бюджет страны. И в этом заслуга многих поколений работников нефтегазовой отрасли Казахстана – от «Эмбанефти» до «КазМунайГаза», - резюмировал известный казахстанский эксперт.